В 2020 году российские власти всерьез взялись за повышение качества подготовки будущих водителей. В ПДД были внесены существенные изменения, которые затронули процесс обучения. Так как многие граждане еще не до конца поняли, что же именно поменялось, расскажем про новые правила сдачи на права в 2020 году.
Правила сдачи экзамена на права до 2020 года
Первая серьезная реформа процесса обучения вождению была совершена еще в 2014 году, когда существенно ужесточили требования к автошколам – с тех пор они должны быть официально лицензированы и работать по единой, утвержденной Минобразования, программе. Многие заведения тогда были вынуждены остановить свою деятельность.
Спустя же 2 года, в 2016-м, власти обратились к статистике, которая показала, что экзамен кандидаты в водители стали сдавать успешнее (в среднем на 6%), но аварийность при этом осталась на прежнем уровне.
Тогда решено было пересмотреть порядок сдачи испытания. Ключевые изменения были следующими:
- чтобы быть допущенным к экзамену в ГИБДД, необходимо иметь на руках диплом автошколы;
- за 1 ошибку в ответе на теоретический вопрос дополнительно стали начисляться 5 «штрафных» вопросов;
- введены дополнительные упражнения в практическую часть – как на учебной площадке, так и в городском потоке;
- также практическую часть в городе теперь можно заменить автоматизированным автодромом, но пока что это нововведение слабо реализовано, так как сложно в техническом плане и затратно;
- на результаты экзамена можно подать апелляцию, используя в качестве аргументации записи с камер автомобиля, на котором происходила сдача.
С учетом всех новшеств, госэкзамен в ГИБДД до 1 января 2020 года представлял собой следующее:
- Теоретическая часть, состоящая из 20 вопросов, разбитых на 4 тематических блока. Допускается до 2-х ошибок, за каждую добавляется 5 вопросов и 5 минут времени (базово на экзамен отводится 20 минут). Важно: если обе ошибки допущены в одном блоке, то экзамен автоматически считается проваленным.
- Практическая часть, разделяющаяся на «площадочную» и «городскую» подчасти. Первая предусматривала 6 упражнений с ограниченным временем на их выполнение, вторая – отработку ситуаций, возникающих во время городской езды: проезд разных типов перекрестков, высадка пассажиров, перестроение и многое другое. И там, и там за каждую ошибку начислялось определенное количество баллов (от 1 до 3) и если их наберется критическое количество – экзамен будет остановлен.
Как правило, чаще всего потенциальные водители проваливают часть с ездой в городском трафике – только 33% экзаменуемых сдают его с первой попытки. Результаты каждой из частей имели срок действия до полугода, в течение которого можно было пересдать то, что не вышло с первого раза: так, первая пересдача была доступна через неделю, вторая – через две, а третья и последующие – через месяц после крайней попытки.
Что изменится в порядке сдачи на права в 2020 году
Тем не менее, правительство России сочло, что введенных мер недостаточно и было решено более ужесточить подготовку шоферов. Часть изменений уже вступила в силу с 1 января, вторая начнет действовать с 1 октября текущего года.
Уже вступившие изменения в сдаче на права в 2020 году:
- отныне скорость учебной езды может составлять более 60 км/ч (в зависимости от скоростных ограничений конкретной автомагистрали);
- право управления специальным пассажирским транспортом (автобусами, трамваями и троллейбусами) теперь доступно с 20 лет, а не с 21 года, как было ранее;
- если водитель, у которого забрали права по решению суда, имеет неуплаченные штрафы, то удостоверение ему не вернут до их полного погашения;
- к госэкзамену в ГИБДД больше не допустят, если у автошколы истек срок лицензии или она отсутствует вовсе.
Более масштабные изменения в сдаче экзамена на права в 2020 году ожидаются с 1 октября:
- «площадка» и «город» отныне будут сдаваться и оцениваться не по отдельности, а вместе;
- больше не будет заранее утвержденных маршрутов для сдачи практики в городе – этим часто пользовались инструкторы автошкол, которые заставляли учеников заучивать экзаменационные маршруты для успешной сдачи, не уча их ориентироваться в любой ситуации самостоятельно. Теперь будет оглашаться лишь список улиц, по которым экзаменуемый может проехать;
- если экзаменуемый не согласен с оценкой за экзамен, он имеет право подать жалобу и добиться аннуляции;
- закреплены сроки пересдач: не раньше, чем через неделю и не позже, чем через месяц и 2 месяца для теоретической и практической частей соответственно.
Будет ли польза от новых правил сдачи на права
Когда о нововведениях впервые заговорили (было это в 2018 году), большое возмущение грядущими поправками высказали автошколы. Под их давлением изменения в ПДД касаемо сдачи госэкзамена и приобрели нынешний вид. Однако даже сейчас находится немало критиков: так, не всем нравится, что теперь много зависит от воли принимающего экзамен человека (именно он решает, готов ли испытуемый к городской езде).
На этом критика практической части госэкзамена не заканчивается. Многие считают, что нововведения лишь увеличат количество неквалифицированных шоферов: многие перед выездом в город отсеивались на учебной площадке, теперь же все это предстоит выявлять на улицах. Нелегко и самим экзаменуемым: две относительно несложные части превратили в одну непростую, и психологическая нагрузка из-за этого лишь возрастет.
С другой стороны, новшества снижают уровень коррупции – результаты экзаменов уже гораздо тяжелее сфальсифицировать, так как и машины, на которых сдается экзамен, и автодромы оборудованы видеокамерами. Но эксперты утверждают – коррупция просто вышла на иной уровень, в том числе и ценовой. Поэтому бороться с ней должны сами будущие водители – не пытаясь решить вопрос с получением прав незаконными методами, а честно учиться вождению в автошколах и сдавать экзамены, ведь это еще и поможет им стать по-настоящему квалифицированными.